В архивах о семье, Лундстреме и джазе

Олег Леонидович Лундстрем родился 20 марта 1916 года. Великому музыканту, всемирно известному композитору и дирижеру, нашему знаменитому земляку в этом году исполнилось 100 лет. Его вклад в развитие джаза неоценим, его имя известно далеко за пределами малой родины, с появлением его джазового оркестра началась новая эпоха расцвета джазовой культуры.

 

 

4 сентября в рамках фестиваля, посвященного 100-летию великого музыканта, в Чите пройдет презентация книги «Семья Лундстремов в документах Государственного архива Забайкальского края». Перед презентацией журналисту событийного портала «Чита Сейчас» удалось поговорить с автором книги, начальником отдела научно-исследовательской работы и использования документов Госархива региона Людмилой Карчановой.

 

  


- Людмила Мусалимовна, когда появилась идея написать книгу, посвященную семье Лундстремов?

- Когда впервые посетила концерт великого маэстро, приехавшего на гастроли в Читу. А 100-летний юбилей всемирно известного композитора и дирижера Олега Лундстрема, конечно же, не мог остаться незамеченным. Тем более, в городе прошел целый комплекс мероприятий, связанных с юбилеем. В частности, тематические фестивали, присуждение Забайкальской краевой филармонии имени музыканта.

Насколько знаю, в краевой библиотеке представлена выставка книг с экслибрисами Франца Карловича Лундстрема, деда джазмена. В Государственном архиве Забайкальского края мною была подготовлена историко-документальная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Олега Леонидовича Лундстрема. Ее открытие состоялось этой весной, 28 марта. В экспозиции выставки около 70 копий архивных документов и фотодокументов, повествующих о разных событиях жизни семьи Лундстремов.

На открытии с джазовыми композициями выступили преподаватель отделения эстрадно-джазового фортепиано музыкальной школы имени Б.Г. Павликовской Марина Гантимурова и известный читинский саксофонист Дмитрий Дудкин. Помню, зрители тогда получили мощный эмоциональный заряд от музыкального сопровождения выставки, например, от великолепного исполнения «Рэга кленового листа» Скотта Джоплина.

В течение всего юбилейного года многие учреждения города рассказывали о нашем именитом земляке. А в начале сентября, в Чите пройдет еще одно великолепное культурное событие – очередной джаз-фестиваль. И, конечно, краевой архив, как держатель ценных документов о семье композитора, запланировал в юбилейный год Олега Лундстрема издание, на страницах которого в хорошем полиграфическом исполнении можно было показать выявленные документы.

 


- С чего все началось?

 

- Этой темой я занимаюсь с 2003 года, когда была подготовлена статья «Три поколения семьи Лундстремов в документах Госархива». Статью опубликовал московский научно-практический журнал «Отечественные архивы». Но точка на этом поставлена не была, поскольку в процессе работы над другими темами постепенно выявлялись документы и о Лундстремах, ранее не опубликованные и не вошедшие в научный оборот. К юбилейному 2016 году количество выявленных документов и их значимость позволили задуматься над подготовкой книги.

 


- С какими трудностями Вы встретились при написании книги?

 

- Когда книга была сверстана, в глаза бросилось несоответствие количества размещенных в ней архивных документов с количеством фотографий. Перевес был явный в сторону документов. С одной стороны это хорошо, ведь это архивное издание. Но, с другой стороны, для более эмоционального зрительного восприятия книги хотелось добавить и семейные фотографии. Меня выручил коллектив «Государственного камерного оркестра джазовой музыки под управлением Олега Лундстрема». Они предоставили несколько фотографий из архива оркестра. За это им огромное спасибо.

Также возникали споры и сомнения о доме, в котором Олег в годовалом возрасте жил в 1917 году – что, в итоге, подтвердилось документами фонда «Забайкальский областной статистический комитет». В целом, для книги использованы документы 23-х архивных фондов. В их числе базовые фонды краевого архива, как например, фонд «Церкви Забайкальской области», а также недавно принятые на хранение, как «Семейный фонд Жуковых».

 


- Что прошло легко и просто?

- В основу книги легла статья о семье Лундстремов, написанная мною еще в 2004 году. Комплекс документов, выявленный после, наполовину расширил рамки издания, добавились многие факты и события. Но, в целом, работа была начата не с нуля и это, в какой-то мере, облегчило дальнейший труд.

 


- Сколько времени ушло на создание книги?

- Надо сказать, что все виды работ в Государственном архиве Забайкальского края строго регламентированы и на них определены жесткие нормы времени. Хотя работа с архивными документами и означает только фактологический подход, но, тем не менее, создание книги это творческая деятельность. Поэтому сказать, что потребовалось месяц-два - нельзя. В итоге, на всю работу уходило много времени. Один архивный документ дополнял другой, следующий документ разрешал разгадку предыдущего, третий документ ставил новую загадку, и так далее. Но когда все становилось на свои места, ощущался новый прилив сил.

 


- Уделено ли в книге место под музыкальные творения Олега Лундстрема?

- Олег Лундстрем был увезен в Харбин в 1921 году в пятилетнем возрасте. И основной комплекс документов, хранящихся в Госархиве, все-таки, отражает жизнь и деятельность его деда Франца-Августа Карловича Лундстрема, ученого-лесничего и его отца Леонида Францевича, преподавателя учебных заведений Читы. Но писать о композиторе без упоминаний о его творчестве невозможно. И этой теме, конечно же, уделено внимание.

 


- На Ваш взгляд, какое значение сегодня имеет Олег Лундстрем для Читы и Забайкалья?

- В Чите родились и жили многие известные в нашей стране замечательные люди. Но личности мирового масштаба – единицы. И мировая известность Олега Лундстрема, нашего земляка, для Читы и Забайкалья имеет огромное значение и, несомненно, вызывает гордость за свою малую родину. Всем известен факт и о том, что оркестр Олега Лундстрема внесен в знаменитую «Книгу рекордов Гиннеса», как джазовый оркестр-долгожитель.

 


- Насколько актуальна и своевременна книга?

- Книга, на мой взгляд, и своевременна, и актуальна. Ведь она подготовлена и издается в 2016-м  юбилейном году, как дань памяти, любви и уважения к великому маэстро. К тому же, любителям джаза, наверное, будет интересно познакомиться со своим кумиром более тесно.

 


- Какие периоды жизни музыканта она затрагивает?

- Жизнь семьи Лундстремов отражена в документах Госархива региона, начиная с 1901 года - с того года, когда дед Олега Леонидовича – Франц Август Карлович Лундстрем был переведен из Томского имения Алтайского горного округа младшим лесничим и делопроизводителем поземельно-лесной части в Нерчинский горный округ.

Дата последнего, по хронологии, документа - это постановление Читинской областной Думы от 6 апреля 2000 года о присуждении Олегу Лундстрему звания «Почетный гражданин Читинской области» и название оркестра штаба Сибирского военного округа - «Оркестром имени О.Л. Лундстрема».

 


- Что в книге для Вас самое дорогое, эмоциональное?

- Для меня самое дорогое и эмоциональное – это те моменты, когда в документах выявляется факт, которого не ждешь и вообще не предполагаешь, что он имеет место быть. Так случилось месяц назад, когда обнаружилась метрическая запись о смерти Карла Лундстрема – прадеда Олега Леонидовича, хотя в формулярных списках Франца-Августа Карловича Лундстрема он не значился, и ни в одном документе не отразился. До 2016 года никто и не подозревал, что в Чите жили не три поколения этой замечательной семьи, а четыре поколения.

Или, например, тронула работа с японскими газетами на русском языке - «Харбинское время» и «Гун Бао» за 1934-1936 годы. Это ведь был период, когда Олег Леонидович открыл для себя мир джаза, время его становления как музыканта, но также это было время продажи советской доли КВЖД со всеми вытекающими для работников железной дороги трагическими последствиями. Тогда семья, как им казалось, разделилась: Галина Петровна, Олег и Игорь переехали в Шанхай, а Леонид Францевич вернулся в СССР и вскоре как «японский шпион» был арестован и погиб лагерях.

 


- Что в жизни Лундстрема Вас впечатлило больше всего?

- Его счастливая творческая судьба. Фантастический успех с самого первого выступления на Розовом балу Христианского союза молодых людей в Харбине в 1934 году, который, кстати, и стал годом рождения оркестра Олега Лундстрема. Его продолжительный творческий успех без провалов, падений и простоев просто впечатляет.

 


- Удалось ли при создании книги встретиться с родственниками Олега Лундстрема?

 

- При создании книги с родственниками не встречалась, не переписывалась и не созванивалась. Просто такой необходимости и не было, ведь главная цель этой книги – рассказать об исторических документах, хранящихся в Государственном архиве Забайкальского края и показать их.

 


- Книга будет презентована в рамках джаз-фестиваля. О чем важно сказать в презентации?

- Мне, как сотруднику Госархива, важно сказать о том, какое документальное богатство хранится в сокровищнице Государственного архива Забайкальского края. Важно сказать о том, какие замечательные и талантливые люди рождаются на забайкальской земле. Ведь еще в 19-ом веке одним писателем было сказано, что «мир изобилует великими людьми, и разве каждая деревня, каждый город, каждый край не имеет своего великого человека». Наш великий человек – это Олег Леонидович Лундстрем. Но, кстати сказать, и он, великий джазмен, имеющий многочисленные советские, российские и международные награды, титулы и звания – дорожил и гордился медалью «Слава Читы» и званием «Почетный гражданин Читинской области».

 


- Почему сегодня нужно знать и помнить своих земляков, которые прославили нашу малую родину?

- Это важно и для жителей Забайкалья, которые могут гордиться своим краем – «вот каких прославленных людей родила наша земля!». Это важно и для людей, ведущих космополитичный образ жизни - «меня взрастила та же забайкальская земля!». Кто-то сказал, что место, где человек родился – это и есть «большая родина», а остальное – «малая». Я с этим мнением согласна.

 


- Каким тиражом издана книга?

- Книга пока не издана, еще только готовится к изданию. Предполагается ее издать в городе Новосибирске, тиражом в 1000 экземпляров.

- Выйдет ли книга за пределы Забайкалья?

- Да, конечно. Также экземпляры будут отправлены музыкантам «Государственного камерного оркестра джазовой музыки под управлением Олега Лундстрема», и подарены семье Леонида Игоревича – племяннику Олега Лундстрема.

 

- Спасибо за интервью.

 

Беседовала Анастасия Дрёмова.

 

 


enlightened Справка

 

 

Олег Лундстрем родился в семье потомка обрусевших шведов Леонида Лундстрема, преподавателя физики Читинской гимназии. В 1921 году семья Лундстремов переехала в Харбин, где его отец сначала работал преподавателем физики в средней школе, а позже – лектором Харбинского политехнического института.

 

В 1934 году Олег Лундстрем организовал джаз-оркестр, в 1935 году окончил музыкальный техникум по классу скрипки, затем вместе с оркестром переехал в г. Шанхай (1936 год). С этого времени оркестр становится популярным, много выступает, записывает пластинки. В 1947 году после разрешения вернуться в СССР оркестр в полном составе переехал в г. Казань и начал работать в Татарском театре оперы и балета, выступал на эстраде.

 

В 1953 году Лундстрем окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции и дирижирования, преподавал в консерватории теоретические дисциплины. В 1954−1956 годах Лундстрем был заведующим музыкальной частью Казанского драматического театра им. В.И.Качалова. С 1956 года - в Москве, художественный руководитель и главный дирижер эстрадного оркестра Росконцерта. Автор сочинений для джаз-оркестра, романсов, песен, музыки к спектаклям драматических театров.

 

Олег Лундстрем сыграл огромную роль в становлении и развитии отечественного джаза, являлся руководителем единственного в мире оркестра, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса за непревзойденно долгое существование. С оркестром гастролировал по стране и за рубежом, с конца 1990-х регулярно бывал в Чите. Олег Лундстрем скончался на своей подмосковной даче 14 октября 2005 года, не дожив всего полгода до своего 90-летия.

 
Комментарии
Отзывов пока нет.
Добавить комментарий

Интересные события

«Навстречу завтра» (0+)

Показ знакомит с работами участников студенческого научно-творческого объединения «Креатив» ФГБОУ ВО ЗабГУ, ставших победителями выставки «Мост через реальность: Пространство № 9» в 2021 году.

«Навстречу завтра» – это не футуризм в его привычном понимании, не хронологические рамки современного искусства, а тематический подход. Это возможность заглянуть в будущее через осмысление настоящего, установить место современного искусства в глобализирующемся мире, наличие или отсутствие границ в понимании художественного образа, выявление тех ценностей, которые готово транслировать современное искусство.

Впервые креативные студенты и их наставники представляют результаты своих научных и творческих поисков, выполненные в разных техниках и направлениях современного искусства: Fluid-art, джанк-арт, реди-мейд, ассамбляж, коллаж, инсталляция, фотография, живопись, графика, в том числе компьютерная. Посетитель увидит зеркальное отражение реального мира и ирреальности, смешение стилей и техник.

Книжно-иллюстративная выставка «Искусство книги: традиции и поиск» (0+)

К 70-летию художника-иллюстратора Веры Павловой

Вера Владимировна Павлова родилась в 1952 году в Читинской области. В стремлении реализовать свой художественный талант поступила в ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, которое в 1977 году с успехом окончила.

Признание к ней пришло практически с первых выставок. Уже в середине 1980-х годов она постоянно становится призером всероссийских конкурсов книжной иллюстрации и диафильмов, активно участвует в показах. Успех и большие возможности применения мастерства оставили ее в культурной столице России, на малую родину она не вернулась.

Она рассматривала книгу как единый организм, в котором иллюстрации синтетически соединены со шрифтовой графикой и конструкцией издания, образуя единый ансамбль. Посетители выставки смогут убедиться в том, что Вера Павлова, наша землячка, не просто иллюстратор, а дизайнер книги, следующий традициям Уильяма Морриса, русского «Мира искусства» и издательства «Академия».

Выставка Жигжита Баясхаланова (0+)

Арт-галерея представит искусство современного бурятского скульптора и оружейника Жигжита Баясхаланова, Заслуженного художника Республики Бурятия, члена Союза художников РФ и члена Гильдии оружейников Италии.

Жигжит Баясхаланов родился и вырос в Агинском Бурятском округе в семье мастера Баира Баясхаланова. Переняв первые знания у отца, Жигжит вступил на путь потомственного дархана. В творчестве художника чувствуется глубокая связь с родным краем, эта тема в его произведениях звучит всегда по-разному, но с одинаковым желанием сохранять и развивать все лучшее, что ей присуще, пропуская восприятие через призму современности.

Это стремление преображается в изделия, превозносящие воинскую доблесть и красоту, культуру бурятского народа и духовность. Художник создает авторские и традиционные ножи, украшенные богатым национальным орнаментом, практичные охотничьи ножи и композиции, где нож становится частью фигуративного образа. Также будет показана скульптура и малая пластика.

Интересные места

Площадки города Читы

Площадки города


Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина

Библиотека для детей и юношества предоставляет бесплатный wi-fi, доступ к лучшим произведениям детской и юношеской литературы, организует мастер-классы, выставки, творческие вечера, встречи с забайкальскими писателями.


Вверх