Почему Новый год «старый»

Исторические изменения многих веков конечно же, нанесли отпечаток на действия живущих на территории нашего материка, как бы он ни назывался в разные годы. Календарь менялся несколько раз, но изменить сознание людей гораздо сложнее, это не бумажку подписью подмахнуть. Итак, разбираемся.

Русская вера состоит из трех сил:  греческой веры, принесенной из Византии с Крещением Руси, славянского язычества, существовавшего до этого и русского характера, который переплавил в себе то и другое и вынес третье. Все это нашло отражение в традициях празднования Нового года.

 

 

В Византии Юлий Цезарь, сравнив два календаря: лунный и солнечный, счел последний более удобным и перевел свою империю на него в новолуние 1 января 45 года до Рождества Христова. Но «введение сверху» было  принято народом без радости и традиция считать год от дня весеннего равноденствия жила очень долго, спустя несколько веков придя на Русь.

В православии не считается логичным отмечать новый год ранее,  чем родился Творец всего, в том числе – счета лет. Поэтому ранее Рождества православная вера новый год никогда не отмечает. Сначала рождается Господь и от этого события начинается отсчет истории. В сентябре 1492 г. Московский церковный собор утвердил пасхалию (вычисление праздника Пасхи и всего календаря) на последующие годы, а заодно перенес начало года с марта на 1 сентября: в августе-сентябре собирали урожай, и государевой казне легче было сразу же получать с подданных годовые платежи. Так произошел окончательный разрыв Руси с лунным календарем.

 

 

Петр 1, известный реформатор, в свои 25 лет после посещения заграницы возымел желание  перенести на Русь много иностранных обычаев. Но если с одеждой и прочими внешними атрибутами это получилось легко то воплотить идею шумного Рождества, которое правитель увидел в Амстердаме,  с фейерверками, шумом, ряжеными – в дни поста за такое от церкви можно было серьезно отхватить даже правителю Поэтому Петр издает указ о переносе даты празднования нового года.

7208 год (счет велся от Рождества Христова) был самый короткий год в истории нашей страны. Он длился всего три месяца, от 1 сентября. В декабре же Петр издал указ о праздновании с 1 января, причем счет ввести как в Европе – 1700 год и новый век. А по сему случаю учинить украшения при дворах из веток еловых, сосновых и можжевеловых, запускать фейерверки, а кто победнее – палить из ружей.

Летоисчисление быстро победило, а вот со смертью Петра шумное празднество забыли. Вернулось оно к нам в середине XIX века с посыла немецких принцесс, становившихся женами русских правителей. И это был уже тихий детский праздник, вторично принесенный из Европы. С широтой празднования Рождества он равняться никак не мог и долгое время был «на задворках», однако в 1920 году празднование Рождества запретили большевики. Да не просто запретили, а провели целую идеологическую работу по приучению масс к новому и по замене привычных для народа атрибутов на новые, пронизанные социалистической идеей. О том, «Как репрессировали Рождество», читайте здесь 

В 1918 году Россия перешла с юлианского на григорианский календарь, и в 1919 году Новый год наступил на 13 дней раньше, чем в предыдущие и последующие годы. Но в разгар гражданской войны это мало кто заметил. В единоборстве с традицией и эта реформа проиграла, а в России появился уникальный праздник – Старый Новый год.

 

Комментарии
Отзывов пока нет.
Добавить комментарий

Интересные события

Ночной экспресс будет (12+)

26 октября в 20:00 на первом пути железнодорожного вокзала станции Чита-2 состоится акция «Полуночный экспресс». В ней примут участие артисты и творческие коллективы Читы.

Событие посвящено 15-летию компании ОАО «РЖД» АО «Забайкальская пригородная пассажирская компания». Полуночный экспресс будет состоять из шести тематических вагонов, в которых можно познакомиться с творчеством земляков, принять участие в мастер-классах, а также выиграть призы и путевку в Маньчжурию. Будут работать фотозоны.

Интересные места

Тренинговая компания "Азбука Бизнеса"

Тренинговая компания Азбука Бизнеса основана в феврале 2012 года. Руководитель Погонышев Вячеслав Юрьевич. Член международной ассоциации WISE, , лицензированный бизнес - тренер. Компанией Азбука Бизнеса проведено 28 бизнес семинаров на темы найм персонала, технология продаж, маркетинг, оптимизация налогообложения, лидерства, финансового планирования организации и тп. Нами были приглашены в Читу такие известные бизнес консультанты как Майкл Бенг(Дания), Андрей Рублевский (украина), Марк де Турк (Бельгия), Оксана Штурман (Москва), Андрей Сизов (Санкт-Петербург), Ирина Нарчимашвили (Санкт-Петербург), Игорь Манн (Москва),Дмитрий Турусин (Москва), Дмитрий Рыжов (Москва), Алексей Фатеев (Москва), Радислав Гандапас(Москва). На организованных нами семинарах побывало более 1500 бизнесменов Читы и края. Компания Азбука Бизнеса предоставляет курсы по следующим темам: найм персонала, курс эффективных переговоров и продаж, навыки общения, профориентация для школьников и студентов, руководство по основам обучения.



Ссылки на группы в сетях: 

 


Забайкальский государственный театр кукол "Тридевятое царство"

Кукольный театр "Тридевятое царство" - единственное в Забайкальском крае учреждение культуры, работающее ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для детской аудитории. В репертуаре театра множество спектаклей и искрометных представлений!

Читинский областной театр кукол, создан 11.2.1935 по рекомендации Чит. горсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Первое название — Чит. краевой передвижной театр. Первым гл. режиссером была К.П. Буниковская. 15.2.1935 показан 1-й спектакль «Таня-революционерка», 22.3.1935 состоялся общественный просмотр спектакля «Игнашка — вор, нахал, человеком стал…». Коллектив: директор Н.М. Быстров, актеры Е.П. Поспелова, Е.В. Барышева, М.Д. Абезгауз, Б.П. Красиков, пианист Г.М. Соколов. 16.1.1941 переименован в Чит. обл. театр кукол при отделе по делам искусства облисполкома, а после реорганизации отдела передан Управлению культуры. В годы ВОВ состав театра насчитывал 12 чел., директор А.П. Иванов, режиссер О.А. Ушакова, приглашенная из Московского театра кукол. С 1950 директор С.М. Гуревич, гл. режиссер М.С. Хомкалова. В спектакле «Чудесный клад» (режиссер М.С. Хомкалова) впервые использовались тростевые куклы, способные воспроизводить комплекс человеческих движений.

В 1956 театр временно передан в ведение Концертно-экскурсионного бюро, в кон. 1956 — Обл. управлению культуры. Возглавил театр засл. артист РСФСР А.С. Чертов (1962). Спектакли в его постановке «Царь-водокрут», «Никита Кожемяка и Змей Горыныч», «Иван — крестьянский сын» отмечены дипломами МК РСФСР. С 1963 более 20 лет гл. режиссером театра была М.А. Поспелова, спектакли к-рой неоднократно отмечались дипломами МК РСФСР.

С 1970-х работают выпускники Чит. культурно-просветительного училища: Л. Пичуева (Мусиенко), Г. Еманакова (Бахолдина), Л. Карпова, А. Мусиенко, А. Машанов, В. Олейникова, Л. Титаренко (Скрипкина), Е. Смирнова (Дараганова, 1981). В эти годы директор театра Ф.И.Новицкий (1971 -1987). 47-й театральный сезон (10.6.1982) открылся спектаклем «Русалочка» (Реж. М.Поспелова)  в стационаре по ул. Верхоленская, 2. Главный режиссёр – Засл. Артист РФ В.П. Затопляев (1982-1984); Г.И. Сафонова (1985-1987) –спектакли: «Золотой цыплёнок», «Аленький цветочек», «Воробей Пашка», «Гусёнок», «Хуанита – дочь великана». После её трагической гибели(1987) - режиссёр А.Д. Иванов(1988-1990) – спектакли: «Жеребёнок», «Кошкин дом», «Ля-ми-дин-га», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Солнечный луч или история, которую рассказал музыкант сам себе»; директор – Ю.В.Оглы (1988-1990). В эксплуатацию сдана пристройка(1990), где разместились административные, служебные помещения, цеха, гримерные комнаты, репетиционный зал. В 1992-1997 театром руководит Г.Г. Павлович, режиссёр – Л.Е.Лехнер(1992-1994), им поставлены спектакли: «Волшебная лампа Аладдина», «Щуча», «Заяц, лиса и петух» и др.

С 1997 директор театра - А. Мусиенко, засл. деятель искусств Чит. обл. (2001), в театре работают: Г.Б. Бахолдина и Е.В. Дараганова, засл. артистки РФ, Л. Карпова, Л. Мусиенко,  И. Пугаёва и А. Машанов засл. деятели искусств Чит. обл. (1999, 2005, 2006, 2006). Главный режиссёр (с 2006) –О.А. Мельников.

В 2008 году по итогам конкурса «У театра появится имя» читинский театр кукол получил название Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство».

Примерно в это же время здание театра признается аварийным и закрывается на ремонт, продлится который около 8 лет. Все это время театр ни на один день не прерывает свою работу - все спектакли и представления проходят в репетиционном зале, который впоследствии получил название «малый зал театра».

В ноябре 2015 года после длительного ремонта театр, наконец, распахивает центральные двери. 80-й театральный сезон открывается долгожданным представлением на большой сцене и в основном зале. С этого момента начинается своеобразная «вторая» жизнь театра. Новое оборудование, зал, обустроенный по последнему слову техники - все это открывает новые горизонты в развитии театрального искусства в крае.

На сегодняшний день театр «Тридевятое царство» активно живет жизнью края, принимает участие в различных программах и проектах. Сегодня в его репертуаре около 40 спектаклей для разных возрастных категорий зрителей. Используются различные системы кукол: перчаточные, тростевые, марионетки, планшетные, тантамарески. В театре работают заслуженные артисты РФ, заслуженные деятели искусств Читинской области и Забайкальского края, заслуженные работники культуры России - очень творческие, позитивные и талантливые люди.


Вверх