Необычная выставка открылась в нашем городе. Читинка Людмила Раннева предлагает землякам посмотреть на ее коллекцию кукол и игрушек, выпущенных во времена Советского Союза. Мы побеседовали с автором о ее необычном увлечении.
- Людмила Сергеевна, почему, когда и как возникло у вас желание собирать именно советскую игрушку?
- Однажды я увидела выброшенную куклу, такую, в которые мы играли в детстве. Мне стало жаль ее, и я забрала ее домой. Долго не могла подобрать костюма, как-то все было не по характеру. Ровно год назад в Москве я побывала на выставке Сергея Романова в Коломенском. Это известный коллекционер, за 15 лет он собрал почти 40000 различных предметов. Его выставка называлась «Мое другое детство», и там были представлены игрушки времен Советского Союза, даже 20-х, 30-х годов. Это посещение стало для меня первой, а может быть, последней точкой. Я начала собирать игрушки и за короткое время собрала около 500 предметов. Почти 300 из них сегодня я хочу показать читинцам.
Там же, на выставке Романова, я увидела куклу-школьницу и поняла, как должна выглядеть моя подобранная кукла. На блошином рынке купила для нее звездочку октябренка, а дома сшила школьную форму. Эта школьница – первая в моей коллекции и она же открывает выставку.
- Как появляются у вас новые игрушки, где вы их находите?
- Они приходят отовсюду. В крупных городах посещаю блошиные рынки – там много старых предметов. К сожалению, бывает, что продавцами движет корысть и они предлагают слишком большую цену. А эстетической ценности в игрушке они не видят, придет время – и за ненадобностью выбросят. Все друзья знают о моем увлечении, я могу обратиться и к совершенно незнакомым людям во дворе. Буду очень рада, если кто-то, посетив эту выставку, захочет подарить для нее что-то еще.
- Какое внутреннее значение имеет для вас это увлечение?
- Больше всего я ценю то, что они сделаны с любовью и заботой о детях. Это не сегодняшний массовый ширпотреб, где все поставлено на поток. Многие игрушки делали на шарнирах, у них двигались все суставы. Или, например, самый распространенный малыш-голыш, пупс, как его чаще называли. Это была универсальная игрушка, которая развивала в детях творчество и заботу. Дети шили для него одежду, за ним ухаживали. Его можно было взять с собой в ванну, на прогулку, в школу, с ним засыпали на ночь и доверяли тайны. Вообще из-за редкости к игрушкам относились, как к друзьям, очень бережно. Сегодня игрушки доступны, и это плохо. Их часто дарят, и новая игрушка вытесняет старую. Участь прежней в большинстве случаев – быть забытой и выброшенной. А ведь это формирует характер человека. Ребенок, который сегодня выбросил игрушечную собачку, завтра может выбросить на улицу живого щенка. На самом деле это очень серьезно.
Так же мне нравится, что по игрушкам можно листать историю нашей страны. Например, у фабрики «8марта» был массовый выпуск парных кукол – мальчик и девочка в национальных костюмах всех социалистических республик. У меня пока есть только одна пара. Вы увидите много фото, где советские дети фотографировались с игрушками. Прошла в стране олимпиада – начался выпуск олимпийского мишки. Фабрика «Ленигрушка» в 60-х годах выпускала кукол, у каждой из которых был свой характер. По мотивам сказки «Чиполино» в 1956 году была создана серия из ее 12 героев. Были там и сам Чиполино, и Сеньор Помидор, и Вишенка, и Земляничка, и Горошек. В моей коллекции пока есть только Редиска. Бравый солдат Швейк – это тоже из литературных героев. Очень интересная кукла, которую подарила Екатерина Калашникова. Бабушка Кати жила в Красном Чикое и принадлежала к семейской общине. Большая по размеру кукла полностью одета в семейский костюм. Мастер Дунаев делал кукол в национальной русской одежде – тулупах, зипунах. Очень хороших кукол – со всеми двигающимися суставами на шарнирах - выпускала Кирово-Чепецкая фабрика. Даже внутренняя набивка говорит о времени – раньше набивали соломой, потом опилками. Сейчас используют поролон, другие технологии.
Ну и, кроме этого, коллекционирование это большой труд. Мне интересно – откуда кукла, какого года, какой фабрики, как ее звали. Я начинаю искать, а все это стимулирует развитие.
- Чего вы хотите от читинцев, представляя им эту выставку?
- Я хочу, чтобы люди вздрогнули, вспомнили свое детство. Тек, кто уже видел коллекцию, отмечают, что возникают хорошие воспоминания. Современным детям это может быть полезно, они увидят историю, может, даже что-то переоценят. И конечно, буду рада, если кто-то принесет что-то еще, ведь порой у человека лежат дома такие игрушки без дела и выбросить их жалко. А здесь они обретут новую жизнь.
Сайт Чита Сейчас посетил выставку и у нас от нее также остались хорошие светлые впечатления. Рекомендуем для совместного посещения с вашими детьми. А Людмиле Ранневой желаем дальнейших творческих успехов и приумножения коллекции. Коллекции детства.
Светлана Насибулина
Интересные события
Концерт-квиз «Стильно о главном» (0+)
Вокально-инструментальная группа «ПопМодерн» — это слияние основ русской поп-музыки, с фишками современных жанров создающее новое, модернизированное звучание способное поразить даже самых изысканных меломанов. Энергия, ритм и фантастический вокал солистки Александры Кузнецовой - вот, что делает этот коллектив необыкновенным.
Концерт «Неоклассика» (0+)
25 апреля 2024 года (четверг), в 18.30 состоится концерт последний филармонический концерт Муниципального духового оркестра в этом сезоне, на котором будут исполнены самые знаменитые композиции композиторов неоклассиков.
От Транссиба до БАМа (12+)
В новой экспозиции музею история ХХ века объединена в единой стилистике. Два экспозиционных зала насыщены фотографиями, документами и экспонатами эпохи, в которых образ железной дороги представлен как основа развития региона.
Первый зал, посвященный истории Забайкалья первой половины XX века, начинается с дореволюционного перрона, на котором можно прочитать, о чем писала периодическая печать с 1914 года и услышать звон колоколов, под который на фронты Первой мировой отправлялись забайкальцы. Увидеть телеграфный аппарат, на который пришли вести о событиях революции 1917 года, партизанскую экипировку периода Гражданской войны, ознакомиться с конституцией Дальневосточной Республики и узнать о гражданской и военной истории 1920-1930-х гг. можно под стук колес фронтовой теплушки, внутри которой расположены предметы, принадлежащие героям Великой Отечественной войны.
Арки переходов между залами представляют собой стилизованные порталы Транссиба.
Второй зал посвящен эпохе мирного строительства социализма. На грузовой платформе демонстрируются успехи экономического развития Забайкалья - освоение целины и внедрение кукурузы, появление забайкальской тонкорунной породы овец, строительство комбинатов и горнорудных комплексов. Бытовую жизнь позднего Советского Союза можно рассмотреть в вагоне электрички, где бамовская гитара соседствует с виниловыми пластинками, а модные платья словно ждут, когда хозяева оденут их на танцы под музыку, звучащую из колонок двухкассетного магнитофона Sharp. Сняв трубку телефона-автомата, можно услышать голоса ушедшей эпохи
Интересные места
Музей Церковь Декабристов
Музей открыт в 1985 году в деревянном здании бывшей Старо - Читинской Михайло - Архангельской церкви. В церкви венчались декабристы И.А. Анненков и П. Гебль, Д.И. Завалишин и А.С. Смольянинова. У стен церкви - могилы дочери Волконских Софьи и жены Завалишина Апполинарии. Экспонируется более 870 предметов. Работают экспозиции: "Предпосылки возникновения создания тайных обществ", "Восстание в Петербурге", "Восстание Черниговского полка", "Следствие, суд, приговор", "Путь в Сибирь", "Декабристы на каторге", "Декабристы на поселении в Забайкальской области", "Жены декабристов в Сибири", "Декабристы после амнистии", "История Церкви декабристов". В собрании музея: книги, принадлежавшие декабристам, прижизненные издания их работ, подлинные реликвии (часы Н.Н. Бестужева, шкатулка М.Н. Волконской, столик М.А. Бестужева), предметы дворового быта и каторги, произведения изобразительного искусства (подлинники и копии с работ Н.Н. Бестужева, И.Е. Репина и др.). Музей проводит Декабристские вечера, издает каталоги, буклеты. В самой старой части Читы находится Михайло-Архангельская церковь - уникальный памятник русского зодчества XVIII в. Это единственная сохранившаяся на территории Восточной Сибири двухпрестольная деревянная церковь, освещенная во имя св. Николая Чудотворца и Архангела Михаила. Архитектурный облик храма с незначительными изменениями сохранился до наших дней. Почерневшие от времени толстые бревенчатые стены церкви помнят многое. Жители Читы называют ее Церковью декабристов. Здесь искали духовного утешения и молились о своих близких декабристы, их жены. 4 апреля 1828 г. в Михайло-Архангельской церкви обвенчались декабрист И.А.Анненков и француженка Полина Гебль. В августе 1839 г. жители Читы стали свидетелями венчания в церкви декабриста Д.И.Завалишина и Аполлинарии Смоляниновой - дочери управителя Читинской волостью. У стен церкви похоронена жена Д.И.Завалишина и дочь С.Г. и М.Н.Волконских - Софья.
ГАУК "Забайкальский краевой драматический театр" (Драмтеатр)
Забайкальский краевой драматический театр своими корнями уходит в 20-е годы прошлого века. Самарский Театр Рабочей молодежи (ТРАМ), позднее существовавший, как Куйбышевский театр им. ХХ-летия ВЛКСМ в 1939 году приехал на гастроли в Читу и остался работать в нашем городе. На его подмостках ставили спектакли талантливые режиссеры, многие из которых оказали впоследствии значительное влияние на театральное искусство России, играли талантливые актеры, такие как В.Издеберская, А.Федорова, Л.Кулагин, В.Кнестиков…На спектаклях читинского театра воспитывались и приобретали любовь к этому прекрасному искусству забайкальцы, а ныне звезды российского театра и кино Ю. и В.Соломины, А.Михайлов. Расцвет театра в 80-е годы прошлого века связан с именами режиссеров вахтанговского направления, таких как А. Я. Славутский, Е. Ю. Золотарев, с работами яркого театрального художника А. М. Патракова, с блистательной игрой народного артиста В. В. Кнестикова. Звездным часом этого периода стал творческий отчет в Москве летом 1985 года. С 1990 года главным режиссером театра является заслуженный деятель искусств РФ Н. А. Березин, который также при выборе репертуара старается следовать известной триаде Вахтангова «время – автор – коллектив». «Визитная карточка» театра последнего десятилетия - образцы высокого романтического театра, наполненные пафосом любви, памяти, долга, участие в международных и межрегиональных фестивалях в Благовещенске, Иркутске, Томске. В эти годы спектакль Читинского областного драматического театра «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. Лескову был показан в Москве по приглашению Театра Наций в рамках программы «Лучшие спектакли России». Спектакль был высоко оценен ведущими театральными критиками столицы. В 1995 году спектакль «Вечер» А. Дударева выдвигался на соискание Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Театр неоднократно становился лауреатом и дипломантом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, стал обладателем приза «Золотая пальма» Международной ассоциации «Партнерство ради прогресса» (Париж). Сегодня Читинский областной драматический театр – это, в первую очередь, театр, опирающийся на лучшие образцы мировой драматургии – не только классической, но и современной, и даже экспериментальной. В репертуаре театра наряду с Мольером, Гоголем, Островским и Чеховым лучшие представители отечественной современной драматургии – А.Володин, А.Вампилов, А. Гельман, Г. Горин. Репертуар развлекательного направления не уступает в выборе имен и пьес: рядом с «Кабаре» Д.Кендер, Д.Мастерофф, Ф.Эбб, одним из известнейших мировых мюзиклов – блистательная комедия положений М.Задорнова, чемпиона по популярности среди сатириков наших дней. Сегодня в театре сложилась единая, крепкая, стабильная, творческая команда. Ядро театра – его мастера сцены: заслуженные артисты России Алексей Заинчковский, Екатерина Рябова, Любовь Гамова, Сергей Юлин, заслуженные деятели искусств Читинской области Светлана Алферова, Юрий Волков, Наталья Нижегородцева. Под крышей театра работают актеры разных театральных школ, здесь выпускники театральных училищ городов Иркутска, Новосибирска, Свердловска, вузов Владивостока, Улан-Удэ, Москвы. Успешно работают в театре и выпускники театральных студий при театре на базе Читинского областного училища культуры. Активность нашей молодежи не знает предела, она всегда в гуще всех событий и дел. Это и творческие вечера, и концерты, и бенефисы, и создание к ним интересных, запоминающихся сценариев, и участие в Российском фестивале театральных капустников «Веселая Коза», который традиционно проходит в городах Поволжья. Дипломами фестиваля награждены участники- артисты театра С. Алферова, Н. Нижегородцева, А. Тебеньков, Е. Нимаев, А. Верхотуров. К каждому Новому году в театре придумывают для детей необычные представления, а называют их «Забайкальская елка». Сказочные приключения ее героев случаются в нашем крае. Сочиняют эти сказки не профессиональные драматурги, а актрисы Светлана Алферова и Наталья Нижегородцева. Кстати, спектакль по одному из таких сценариев уже с успехом идет на сцене г.Новосибирска. Пресса Москвы, Санкт-Петербурга, городов Приморья, Западной Сибири, Республик Белоруссии, Марий Эл и Чувашии, Краснодарского края, в которых побывал театр в последние годы, отмечает современный своеобразный почерк коллектива. «…для Н. Березина важнее прочего – четко выявленная гражданская позиция театра, его общественное звучание, откровенно романтическое мироощущение. Многим кажется, что сегодня все эти понятия вышли из моды, стали знаком несовременным, не вполне соответствующим духу резко изменившегося времени, а вот Николай Березин продолжает твердо стоять на своем, словно повторяя афоризм из «Легенды о Тиле»: «Время не бывает подлым, подлыми бывают только люди…». Пожалуй, именно категория времени составляет главный интерес художественного руководителя Читинского театра: в нем ищет Березин логику переходов, в его движении обретает уверенность в преходящести одних и непреходящести других явлений». Н. Старосельская «Страстной бульвар» «Романтика и правда, честь и достоинство!» – творческое кредо нашего коллектива. Этим определяются не только репертуар, но и средства его сценического воплощения. Театр стремится понять сегодняшнее время и помочь своим творчеством человеку в зрительном зале сохранить веру в добро, справедливость, красоту.